Статья из Музыкального Журнала
CREMATORY: история немецких "возвращенцев" (статья приурочена к выпуску альбома Klagebilder)
Говорят, возвращаться плохая примета. Однако временами приятно и полезно позабыть о дурных предчувствиях и предубеждениях. Например, когда речь идет о возвращении хороших команд. И хотя объявленный в 2001 году распад немецких готик-металлеров CREMATORY в свете дня сегодняшнего явственно светится белыми нитками рекламных трюков, мы простим им и это... почему нет? Главное, талантливый и продуктивный квинтет "из пепла и праха" снова с нами - и очередной полноформатник немцев Klagebilder уже штурмует колонки многочисленной толпы фэнов.
Так что... слушаем старые и новые хиты... проникаемся, почесываем боевые раны и ностальгически пускаемся по тропинкам прошлой декады. Функционировать немецкий КРЕМАТОРИЙ начал в 1991 году -записав единственную демо-ленту, волей благоприятного случая группа попала в поле зрения Massacre Records.Кстати, удивительный пример стабильности: практически с самого начала и вплоть до сегодняшних дней в составе команды свершилась только одна серьезная перемена, когда в 1998-ом "крематорские ряды" покинул гитарист Лотте, уступив место Маттиасу, также ответственному за "чистые" вокалы на последних альбомах. Основной же конгломерат Феликс-Маркус-Катрин-Харальд, нерушим и неделим подобно Марксу и Энгельсу, - истинный эталон немецкой верности и преданности коллективному делу. (Маркус и Катрин, помимо прочего, - еще и крепкая семейная общественная ячейка).
В мае 1993-го свет увидел симпатичный компактик под названием Transmigration - уже через несколько недель после его официального релиза "крематорцы" отправились в турне с MY DYING BRIDE, принимаясь европейской публикой принималась с ба-альшим энтузиазмом. Начало успешного творческого пути, таким образом, было положено: еще один уверенный шаг, и...
Едва возвратившись на родину, CREMATORY спешат в студию, в результате чего весна нового (1994) года радостно встречает рождение следующего альбома. Шедевр атмосферного метала был назван ..Just Dreaming, - и, оглядываясь назад, приходишь к мысли, что именно на данном этапе "крематорцы" вывели рецепт собственного, "фирменного" стиля: энергично-мелодичный doom/death, красиво вырастающий из любопытного переплетения синтезаторов и гитар.(Любопытного и интересного в том плане, что, в отличие от большинства коллег по цеху, гитарные риффы "навешивались" на клавишные партии, а не наоборот). Одной из основных фишек коллектива становятся легко запоминающиеся, яркие рефрены - и ошеломительный успех первого "крематорского" хита "Shadows Of Mine" показывает, что ставка была сделана совершенно верно. Вместе с клипом на песню "In My Hands", видео " Shadows Of Mine " долго и активно прокручивается на МТV,VIVA и прочих модных музканалах. Сама же группа все больше тусуется по клубным вечеринкам, время от времени "разогревая" публику перед выступлениями популярных в ту пору актов вроде ATROCITY и ТIАМАТ... вплоть до 1995 года.
А дальше... Дальше, вместе с альбомом Illusions, начинается легенда. Первые слухи о сногсшибательно-гениальном творении CREMATORY поползли задолго до его официального релиза в сентябре - а когда работа наконец-таки появилась на свет, разразился настоящий шторм! Хит следовал за хитом: "Tears Of Time" "My Way", "An Other...","Faces" -работа и в самом деле получилась "на пятерочку"... что, конечно же, быстро приняли к сведению всевозможные радиостанции (благо, группа оказалось не самого брутального десятка), телевидение, газеты и журналы. "Следуй по моему пути - в новую Вселенную мыслей и чувств... Закрой глаза и раскрой свою душу-для нас..." - послание, высказанное группой в песне "My Way", было воспринято со всей буквальностью. Одно за другим посыпались интервью, восхищенные рецензии и все такое прочее - как и полагается по статусу новым немецким героям. Однако, к счастью, "герои" не зазнались и на заслуженных лаврах почивать не спешили: отконцертировав полженное время, уже в декабре месяце они снова засели в студии.
Результат: май 1996 первый немецкоязычный альбом, просто и безыскусно названный Crematory. Предвкушения ударного продолжения ударной работы, что и говорить, носились над метал-общественностью аки осы над тазиком малинового варенья - однако в большинстве своем в тазике этом и увязли. Альбом неплохо продавался и в целом покатил... но, кажется, скорее по инерции, чем благодаря своим исключительным музыкальным качествам. "Невразумительная версия предыдущего полноформатника" - таков был суровый приговор большинства критиков. Ничем супероригинальным пластинка не порадовала - хотя обязательный хит все же имелся и здесь ("Ist Es Wahr?"), что, учитывая предыдущие заслуги и энтузиазм немецкоязычной аудитории, позволило "крематорцам" занять хэдлайнерское место (с MOONSPELL и GATHERING в роли суппорта) на мартовской серии фестивалей "Out Of The Dark". Все прошло как нельзя лучше, толпы фанатов бились в истерике... а группа обнаружила, что несколько DАТ-кассет, записанные во время их выступлений, достаточно хороши для того, чтобы на их основании соорудить целый концертный альбом.
Контракт с Massacre Records тем временем себя исчерпал - наигравшись с организацией персонального лэйбла, команда переселилась под теплое крылышко Nuclear Blast. Обычная плодовитость и здесь не изменила CREMATORY: менее, чем через год в национальные чарты вломился новый готик-рок-думовый шедевр под названием Awake. Сильный, энергичный, на удивление хитовый альбом (один только кавер "The Temple Of Love" SISTERS OF MERCY чего стоил... а еще "Crematory", "Mirror") быстро вернул группе утраченные было позиции законодателей мод собственного жанра. Рецензии и отзывы прессы оказались не менее восторженными, чем во времена Illusions, а напряженное европейское турне (на сей раз с THERION, GRAVEWORM и LAKE OF TEARS) в очередной раз показало, кто там "зэ бэст" и с чем это едят. Можно было даже немного расслабиться...
..Но только совсем немного. Не успели толком отгреметь страсти по Awake, как чарты встретили очередное пополнение - сингл Fly. Ja,ja- опять сенсация! Грядущий альбом предвещал неплохие сюрпрайсы...
Только появившись на свет, Act Sewen (1999) стал "крематорским" бестселлером. Группа с уверенностью доказала: можно звучать свежо и интересно, при этом существенно не меняясь и, по сути, даже не пытаясь предложить чего-нибудь по-настоящему новенького. Несмотря на массу гостевых вокалистов (и,
Саунд CREMATORY есть саунд CREMATORY, как его ни модернизируй и ни маскируй... за что мы их, собственно, и ценим. "I Never Die...","Moonlight", "The Game", загадочная баллада "Таlе" - хороший получился альбомчик, со здоровой такой коммерческой жилкой... Турне, концерты... В середине 1999-го "крематорцы" решили, что фэны успели по ним соскучиться, и выдали на-гора свой the best в виде трёх компактов.
Ознаменованный как Early Years, бокс включил в себя всеми любимые боевики, сборник ремиксов и коллекцию видеоклипов.
2000-й год приносит инициированную "бластами" массовую ре-реализацию старого материала (переиздания Transmigration, ..Just Dreaming, Illusions, Crematory, концертника), а также полноценно новый полноформатник Believe. В его рамках , кажется, группа постаралась по максимуму освежить свой стандартный саунд, зазвучать модно, прогрессивно и современно, - однако при этом не переборщить и
ненароком не поломать себе ноги на скользкой дорожке чересчур смелых инноваций, как то в своё время случилось с теми же "парадайз-лостами". Удалось? Безусловно. Пропорции были соблюдены верно - и альбом, как обычно, попал "в яблочко": что называется, и нашим, и вашим... Записав сумасшедший хит "The Fallen", взяв за основу звучание Act Sewen, "крематорцы" продолжили разрабатывать свою однажды успешно откопанную думово-готическую жилу, напичкав ее синтезаторами, сэмплами и прочей электронной хренотенью. К «чистым» голосам гитариста группы Матиаса к тому моменту мы, кажется, уже попривыкли (на Believe, к счастью, встречаются они не так уж часто, в основном по-прежнему рычит Феликс - со своей неповторимо четкой дикцией и слегка заметным немецким акцентом), к мудреным замесам кейбордистки Катрин - тоже... песни вот разве что стали более развернутыми, и обычная для CREMATORY структура "куплет-припев-куплет-припев" уступила место более навороченным темам.
В поддержку альбома было организовано осеннее европейское Nuclear Blast'овское турне (DESTRUCTION, КАТАКLYSМ, НУРОСРISY, RAISE HELL плюс, естественно, герои нашего романа - в качестве хэдлайнеров), после чего события в стенах КРЕМАТОРИЯ приняли несколько неожиданный оборот. Был выпущен концертный двойник Remind- а затем (весной 2001-го) команда официально заявила о совсем желании завязать с музыкальной деятельностью, уйти на покой и заняться, наконец, организацией личной жизни и досуга своих участников.
Что ж... жаль, конечно, но... кремировали, похоронили, пролили положенные слезы (во время исполнения легендарной вещи "Time For Tears" на Bакене народ и вправду, говорят, рыдал)... Кладбищенская тишина и покой воцарились на три долгих года.
Однако, как оказалось, уходили они только для того, чтобы вернуться. "Сенсация! Победный камбэк! Уря-уря!, - затрещали пресс-релизы в 2004-ом, предваряя выпуск свежего сингла Greed альбома Revolution. "Они снова с нами, и они готовы поразить ваше воображение новым шедевром, в своей новой ипостаси (Впрочем, если уж по-честному,то и в период Великого Распада группа не молчала, записав, к
примеру, по просьбе Nuclear Blast дивный кавер"Оnе" для трибьютника МЕТАЛЛИКИ). Что же касается «Революции», то, как и следовало ожидать,навязчивая реклама и массовые слёзы умиления сделали своё дело. Промоция диску была обеспечена шикарная. Яркий, динамичный, ударный альбом, запоминающиеся мелодии, западающие в душу рефрены - жесткий гитарный саунд СREMATORY отполировался модным ню-металлическим блеском (ню-метал-готик-рок?, тяжёлая электронная дэнс-готика?), заметно эволюционировав и революционировав не только с динозавровых времен Transmigration, но даже и по сравнению с предшествовашими "распаду" работами Act Sewen и Believe. Однако успехом пользовался неизменным... Следуя бесценному принципу скоростной ковки железа, по следам реюнион-тура в 2005 был выпущен концертник Live Revolution в DVD и CD-варианте - после чего, презрев недавние обещания «заниматься группой только время от времени, на уровне хобби», "крематорцы" с прежним усердием засели в студии.
Klagebilder, новейшее творение СREMATORY, без сомнений назову самым попсовым диском коллектива. Жесткая заводная немецкоязычная музыка с приветами многочисленным последователям поднятой РАММШТАЙНОМ коммерческой пост-индустриальной волны, новометаллическим готам и просто любителям "тяжелых" танцполов. Klagebilder также... странный. С одной стороны -привычные уху повторения одних и тех фраз и куплетов ("Das Letzte Mal", "Spiegel Meine Seelе", "Warum ", "Nie Wieder"),рёв Феликса, привычные песнопения Матиаса… всё, кажется, на месте,и ошибиться, приняв играющих СREMATORY за кого-то другого, просто невозможно. С другой - на удивление сложные, мудреные аранжировки, сбивающие с толку мелодические ходы и (парадоксально для этих немцев!) ни одного явного хита. Ничего такого, что бы хотелось напевать, выключив диск. Klagebilder оставляет ощущение сумбурности: гремит, заставляет ритмично подергиваться и сладострастно двигать челюстями во время непосредственного "потребления" - однако послевкусие отнюдь не дарит приятных воспоминаний. Вроде неудобоваримо экзотического чего-то попробовал. Все-таки Revolution (не будем ходить далеко) был проще и доступней. Искали ли счастья в заумности? Не знаю. Интересно было бы послушать мнения истых "крематориманов". Ну или уж цифры продаж покажут...
Цитата
Маркус о предположительном распаде группы в 2001: "Причин было очень много.. Во-первых, наша личная жизнь. У нас за спиной осталась декада рок-н-ролльной жизни, в которой не было места и времени на частные дела. Некоторые участники группы помышляют о женитьбе, хотят иметь детей, нормальные семьи... Нам по 30 лет, а то и больше - самое время подумать о будущем. Во-вторых, проблемы со здоровьем, коснувшиеся некоторых из нас. В-третьих, концерты, на которых с каждым годом становилось все меньше народу, что, в свою очередь, отражалось на финансах группы. Как и всем, нам необходимо оплачивать счета, покупать еду и одежду, а 70 процентов доходов составляли как раз результаты концертной деятельности. Пару лет назад мы осознали, что на шоу приходят сплошь старые фэны, наши ровесники. Мы перестали видеть со сцены молодых людей. У меня вообще такое впечатление, что метал-сцена в Германии умерла, а молодежь ходит лишь на техно-вечеринки. Те же, кто продолжает слушать метал, перестали покупать диски и качают дармовую музыку из инета. Вот, в конце концов у нас хватило ума сказать себе: "Окей, мы так многого достигли, но пора и закругляться." Мы очень гордимся карьерой СREMATORY, но пришло время прощаться".
Анастасия Самотыя
Есть ещё интервью с Маттиасом в 2000 году, но уж лень больно за файнридюком тексты править...