Ambient, в переводе с английского, — окружающее, обволакивающее. В музыку этот термин ввел Brian Eno. История гласит следующее: Eno попал в больницу, где провел достаточно длительное время прикованным к постели, и в какой-то из моментов он обнаружил, что в результате то ли усталости, то ли ослабленности из-за болезни, его внимание было какое-то рассеянное. Совершенно неожиданно он осознал, что воспринимает шумы за окном его палаты как какую-то музыку — отголоски звуков города сплелись в подобие мелодической структуры. Он стал с этим экспериментировать — прислушивался, смешивал в воображении еще с чем-то. После выписки из больницы он вернулся к работе и стал эксперементировать с магнитофоном. Он выставлял микрофон во двор, носил его с собой и записывал разнообразные звуки окружающей среды, но не дождь, не гром и т.п., это уже делалось, а именно какие-то отголоски протекающей жизни. Все это он обрабатывал, микшировал и сводил. Полученные саундскейпы вылились в конце концов в серию работ под названием Ambient. Так в 70-х годах в музыке появился термин ambient. Безусловно стоит различать классический и электронный эмбиент. По-крайней мере то, что создал Brian Eno, справедливо считать классическим эмбиентом. В силу того, что данный текст посвящен электронной музыке, то стоит больше уделить внимания именно электронному эмбиенту. Который как это ни странно, почти совсем не похож на то, что придумал Brian Eno. Если прародитель использовал шумы из окружающей его жизни и не много звуков акустических инструментов, то современный эмбиент это слошное использование электроники. Если вы слышите медленную, спокойную и обволакивающую электронную музыку при полном отсутствии ритма, то с очень большой вероятностью ее можно отнести к эмбиент-музыке. Тягущие электронные пассажи могут вырисовывать мелодию. Шумовые саундскейпы могут дополнять общую картину для создания специальной музыкальной атмосферы. Отдаленные бульканья, обрывки фраз, ревеберации, все это очень часто присутсвует в эмбиент-музыке.
Ambient — спокойная, релаксационная и медленная музыка, способная передать эти чувства. Основной составляющей этого направления явлется — электронная, красивая мелодика. Очень похоже на Drum'n'Bass, только с ровным и спокойным ритмом. Атмосферная музыка несет в себе сильные эмоции, которые можно разделить на 3 класса: morning, sadness и deep depressive.
Morning ambient
Музыка рассвета, спокойная как волна моря в безветренную погоду.
Sadness
печальная, как (немного тривиальное сравнение) любовь Ромео и Джульетты.(Enigma)
Deep Depressive
мрачная, давящая атмосфера.
Из тех, кто создает и развивает эту музыку в наши дни, особенно стоит отметить лейбл Fax Records, во главе которого стоит Pete Namlook (Pete Kuhlmann). Этот лейбл собрал в свои ряды немалое количество талантливых музыкантов, занимающихся на самом деле самой разной музыкой. Pete Namlook успел практически со всеми ними сделать совместные альбомы (Terre Thaemlitz, Geir Gennsen, Johan Sharp, Tetsu Inoue, Oliver Lieb, Richie Hawtin, Bill Laswell, Klaus Schulze, Steve Stoll, etc.), помимо своих сольных, а также небольшого количества сольных альбомов своих коллег по лейблу (Redeye, Tetsu Inoue, Daniel Pemberton, David Moufang, Robert Musso, Oscar Sala). Количество дисков выпущенных лейблом подбирается к 200, и надо заметить что все они в той или иной мере заслуживают внимания.
Для прослушивания рекомендуются:
Классические формы эмбиент-музыки:
Brain Eno «Ambient 1,2,3,4»
Harold Budd «Lovely Thunder»
Michael Brook «Hybrid»
Электронные формы эмбиент-музыки (чистая электроника):
Global Communication «76:14»
Biosphere «Substrata»
Aphex Twin «Selected Ambient Works vol. 2»
Seefeel «Ch-Vox»
V/A «Fax Compilation vol.1, vol. 2»
Электронные формы эмбиент-музыки (электроника + семплоделика)
The KLF «Chillout»
The Future Sound Of London «Lifeforms»
The Orb «Orbvs Terrarvm»
Woob «1194»
V/A «Em:t Explorer»
Лейблы: Fax, Instinct Ambient, Em:t, Edition EG, Silent.
История эмбиента, две из лучших страниц этого направления, хотя их и не причислить ни к разряду чистого эмбиента (чисто звуки окружающей среды), ни к разряду "элетронного эмбиента" (чисто синтезированные звуки), это группы "Orbital" и "Art of Noise".
Для прослушивания рекомендуются также:
Art of Noise "The Great Ambient Collection"
Orbital "The Box" (Именно сингл, а не песня из "Insides")
Orbital "Insides"
Environment
Музыкальный жанр в котором главной составляющей являются звуки природы, частично или полностью обработанные с помощью компьютера. Этот жанр возник из музыкального хэппенинга — театрализованного музицирования в рамках авангардизма.
Добавлено (11.01.2008, 14:50)
---------------------------------------------
Эмбиент возник буквально ниоткуда. У него нет особой даты возникновения, так же как и нет точного определения ambient - музыки. Однако многие сходятся на мнении что неоценимую роль на становление эмбиентной музыки как стиля, сыграли в начале 70-х годов, всем известные Tangerine Dream и Brian Eno (его, в принципе, многие считают "отцом" эмбиента после известной отлёжки в больнице, когда он понял, что звуки природы можно использовать в музыке). Также на популярность ambient сильно повлияли так называемые environmental recordings (теперешние "звуки природы" для медитации и релаксации) и саундтреки к фильмам. Все что мы имеем теперь для понятия ambient - бесформенная музыка, бесформенное ее определение, бесформенная история, прошлое и бесформенное будущее.
Эта стиль присутствует почти в каждой современной электронной записи и сильно укоренился практически во всех современных стилях. Все, что мы называем музыкой атмосферной, психоделичной - все так или иначе сильно привязано к эмбиенту. Элементы этой культуры присутствуют даже в таких резких стилях, как industrial или, допустим, hard trance.
Однако, в чистом виде ambient присутствует в музыке очень редко, и музыканты малоизвестны - вряд ли кто-либо знает таких, как Lull, Panasonic, ранний Delerium, Steve Roach, Robert Rich, Pete Namlook, Vond и иже с ними. Самое большое заблуждение в данном случае - брать за точку отсчета музыку таких проектов, как Enigma, Pink Floyd, то есть музыку, в основе которой лежит другая музыкальная культура.
С полной уверенностью можно сказать, классическому, чистому эмбиенту присущи:
1. Наличие очень медленного, неявного ритма, или полное отсутствие последнего.
2. Использование звуков природы, или "псевдоприроды", то есть модели окружающей слушателя среды, так или иначе напоминающей о природе.
3. Отсутствие мелодии как таковой, или ее непостоянность и постоянная "текучесть".
4. Упор на басовые звуки и полное отсутствие резких "движений" и звуков.
5. Длинная продолжительность композиции - от 10 минут и выше. Встречаются перлы и на 45, и 90 минут.
6. Отсутствие вокала, хотя часто используются речевые сэмплы и разного рода "повествования".
Следует заметить, что электронному эмбиенту чуждо вообще что-либо земное - музыка на 100% синтезированная, причем без цели синтеза живого звучания. Эта музыка самая тяжелая для восприятия и самая "мертвая" из всего ambient'a. Вообще, чем "мертвее, синтетичнее и безжизненнее" музыка, тем сильнее она связана с ambient'ом. Встречаются такие понятия, как например, "суицидный эмбиент" (проект Vond, например) - который ставит эксперименты над человеческой психикой, навязывает свою идею.
А вообще-то такая музыка зачастую ненавязчива - как обычное созерцание спокойной природы. Главное - она всегда рисует некую картину, пусть даже и абстрактную или неяркую - будь то картина космоса, земли, другой планеты, другого времени. Очень важен тот факт, что слушать ambient - занятие сугубо личное. Человек должен слушать и осознавать музыку наедине со своим источником звука. И главное - чтобы создать и воспринять атмосферу музыки, нужно быть к этому готовым на 100%, иначе ничего, кроме раздражения, эта музыка вызвать не сможет. Хотя это зависит от психики слушателя и от его фантазии, потому как эмбиент по сути призван вызывать у слушателя почти визуальные ассоциации.
И, наконец, следует сказать, что "бесформенная музыка" - известный прием в дополнение чего-то визуального - будь то какая-то выставка, инсталляция, перфоманс, спектакль, кино. Причем идеологической несущей в разных случаях бывает как музыка, так и визуальная материя, а лучше, когда они выступают на равных правах.